Страна и мир Всё о газификации Руководство по дружбе Забайкалья с заграницей не в нашу пользу

Руководство по дружбе Забайкалья с заграницей не в нашу пользу

Основная претензия к документу в том, что концепция ориентирована на развитие экспорта ресурсов Забайкалья в КНР. Это, как утверждает аналитик, не соответствует принципам стратегии национальной безопасности страны.

Международное сотрудничество для Забайкальского края, граничащего с Китаем и Монголией, - это тема постоянного обсуждения. В крае есть иностранные и совместные проекты в разных отраслях экономики и с разным уровнем успешности.

Однако назвать сотрудничество полным и всеобъемлющим нельзя. Чтобы исправить такое положение дел, региональное министерство международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма (МСВЭСТ) разработало концепцию, которая пока находится в состоянии проекта, тем не менее представляет определённый интерес.

От сырьевой экономики к наукоёмким производствам

Документ делит основные направления развития внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на несколько пунктов. Первым из них, очевидно из-за привлекательности и капиталоёмкости, указана добыча полезных ископаемых. В этой сфере край полагается на нестабильность нефтяных рынков и почему-то газопровод «Сила Сибири».

Первое обстоятельство позволит краю развивать производство газомоторного топлива, а второе — экспортировать газ в соседние регионы Китая и Монголии. Вероятно, что «Сила Сибири» попала в проект концепции, когда вопрос о её размещении не был решён. Однако упование об экспорте топлива, к которому регион отношения не имеет, кажется странным.

Намерения, касающиеся недр, как мне кажется, озвучивались не раз. Это и формирование условий для привлечения инвесторов, и ориентация существующих горнодобывающих предприятий в сторону рынков Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона, и преференции для любых инвесторов.

Кроме того, разработчики документа планируют формирование кластера в Краснокаменске, ориентированного на экспорт чёрных и цветных металлов. В этом же направлении предполагалось добиться от правительства РФ включения города в список территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР), куда он попал в апреле.

Интересным предложением можно считать дополнительные преференции для тех инвесторов, которые готовы вкладываться в чрезвычайно затратные и бедные месторождения, вести геологоразведку и глубокую переработку.

Касаясь сферы сельского хозяйства, разработчики отмечают рост населения в Китае и его интерес к экологически чистым продуктам. В связи с этим регион может не только сдавать землю в аренду, но и развивать производство для экспорта.

Процесс аренды, судя по всему, уже пошёл. Правительство Забайкальского края намерено передать Чжэцзянской инвестиционной компанией «Хуаэ Синбан» 115 тысяч гектаров сельхозземель под освоение в долгосрочную аренду на срок до 49 лет и пустующую 4 года Могойтуйскую промзону в качестве базы.

О логистических возможностях региона в документе говорится нескромно — проходящий через край маршрут транзита из провинций северо-востока Китая и Монголии называется оптимальным и «близким к безальтернативному». На руку интересам Забайкалья будет играть и РЖД, занявшаяся повышением конкурентоспособности в борьбе за международные перевозки. Минусы этой сферы связаны с технологическим обустройством пунктов пропуска и деятельностью таможни, которые мешают региону реализовывать свои возможности.

Надежды на лесную отрасль связаны, в основном, с глубокой переработкой леса, в том числе возлагаются на Амазарский лесопромышленный комплекс, который пока безуспешно с 2004 года строят китайцы, всё тот же «Синбан». Другим инвесторам, как следует из документа, тоже будут рады и готовы даже предоставить дополнительные льготы при организации глубокой переработки.

Раздел, посвящённый туризму, кажется наиболее фантастичным, так как предполагает строительство гостиниц международного уровня, горнолыжного стадиона и курорта «Молоковка». В планах также реконструкция аэропорта «Кадала», очевидно, что речь идёт об озвученном ранее намерении потратить 4 миллиарда рублей.

В пункте, объединившем разные сферы, нашлось место для строительства тепловых и ветровых электростанций или станций при угольных разрезах и даже на реках. Там же раскрываются виды на промышленную сборку машин и оборудования.

Интересно изложен раздел, посвящённый науке, образованию и инновациям. Я даже позволю себе привести цитату: «Важно уйти от сырьевого экспорта и обеспечить условия для дальнейшего экспорта наукоёмкой продукции, технологий и услуг.

В силу сырьевой направленности экономики Забайкальский край в настоящее время относится к числу регионов, которые недостаточно эффективно используют инновационные возможности развития внешнеэкономической деятельности».

Ближе к концу документа разработчики ставят задачи грядущей международной политики края. В этих предложениях нет принципиально новых предложений: лес, недра, туризм, логистика, промпарки. Впрочем, авторы предлагают экспортировать в Монголию племенной скот, о чём раньше я не слышал.

На этом, пожалуй, можно прекратить краткое изложение.

Величие Китая прирастать будет?

После того, как проект концепции покинул стены родившего его ведомства, в редакции «Чита.Ру» появилась аналитическая справка, подготовленная экспертом, пожелавшим не открывать своё имя. Его утверждения нельзя назвать объективными, так как он указывает только на недоработки. Тем не менее, они имеют право на жизнь и рассмотрение в кабинетах профильного министерства.

Основная претензия эксперта к документу в том, что концепция, по его мнению, ориентирована, прежде всего, на привлечение китайских инвестиций для развития экспорта ресурсов Забайкалья в КНР. Это, как утверждает аналитик, не соответствует принципам стратегии национальной безопасности страны и программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

«Основное направление концепции связано с развитием добывающих предприятий, подконтрольных китайским инвесторам, продукция которых, в основном в «сыром» либо в «полуфабрикатном» виде будет экспортироваться в КНР без определения каких-либо особых условий создания полного цикла промышленного производства готовой продукции на территории Забайкальского края.

Это могло бы обеспечить сокращение проблем социального характера за счёт создания рабочих мест и экономического — пополнением бюджета налогами», - пишет автор справки. К такому выводу он приходит из-за того, что иностранным инвесторам предусматривается не только организационно-правовое содействие, налоговые льготы и преференции, но и едва ли не приоритетное право на пользование забайкальскими ресурсами.

Критике он подвергает планы по развитию сельского хозяйства. В концепции не определены конкретные схемы изъятия неиспользуемых паевых земель у владельцев и порядок предоставления приоритета местным производителям.

Кроме того, в концепции, по мнению эксперта, не в полной мере учтены вопросы, связанные с кадровым дефицитом и низким профессиональным уровнем забайкальцев. Специалисты министерства предлагают решать их в основном привлечением гастарбайтеров.

Нереализуемая мечта

Лучше иметь проект плохой концепции, чем не иметь никакой, считает эксперт с 15-летним стажем в сфере внешнеэкономической деятельности, бывший сотрудник Читинской таможни Дмитрий Баранов.

По его словам, проект концепции явно футуристический, чем реальный, смелый, но безрассудный. Осуществить все планы без чёткого планирования финансирования проекта за счёт средств бюджета и гарантированных инвестиций частных и иностранных инвесторов - фантазия чистой воды. Кроме того, в проекте концепции не учитываются независимые от желания министерства обстоятельства федерального масштаба.

«Проект концепции явно не учитывает интересы транснациональных корпораций, которые могут значительно повлиять на реализацию концепции, в которой на этом этапе возникает конфликт интересов. Ввоз тех или иных товаров через Забайкальский край нереален из-за отсутствия инфраструктуры, необходимой для работы таких корпораций – терминальных комплексов, таможенных складов, свободных складов. Для примера можно привести поставку автомобилей марок HOWO и GEELY.

В Россию эти автомобили поставляется в серьёзных масштабах, но не через Забайкальский край, несмотря на то, что у Забайкальской таможни имеется разрешение на оформление такой техники.

Следовательно, производителей и их дилеров что-то не устраивает – это может быть состояние инфраструктуры, устанавливаемые Забайкальской таможней контрольные цены, неудобная или дорогая логистика, поэтому они предпочитают завозить автомашины через другие пункты пропуска – Новороссийск, Санкт-Петербург, Владивосток. И это всего лишь частный пример», - уточнил Баранов.

Кроме того, он напоминает о существовании лобби и протекций, существующих во внешнеэкономической деятельности, как и в других отраслях. Если меры тарифного регулирования: ввозные и вывозные пошлины, преференции едины на всей территории Российской Федерации, то нетарифными мерами регулирования: лицензированием, квотированием и запретом ввоза-вывоза можно манипулировать с лёгкостью, имея рычаги воздействия на органы, в сферу деятельности которых входит выдача таких документов.

Примером тому служит отсутствие разрешения на экспорт шкур крупно-рогатого скота. Кроме того, мясная продукция входит в продукты риска по эпидемическим показаниям: говядина – из-за ящура, свинина – из-за африканской чумы свиней, заболеваний, для человека не опасных, но непреодолимых для экспорта.

В Монголии отсутствует проблема с мясом крупного рогатого скота, у этой страны нет необходимости его завозить, Монголия сама может его поставлять России с избытком. Когда правительство РФ заявило о программе импортозамещения европейских продуктов, рассматривался вопрос крупных поставок говядины именно из Монголии в Россию, а не наоборот, причём поставок, которые миновали бы Забайкальский край стороной.

Ещё одно заблуждение — слишком оптимистичное толкование плюсов и недооценка минусов Забайкалья. Так, в концепции одним из сдерживающих факторов называется деятельность пунктов пропуска на границе с КНР и их оснащение. По информации эксперта, железнодорожный и автомобильный пункты пропуска в Забайкальске оснащены в достаточной мере, чтобы увеличить грузопоток.

Однако пропускная способность железнодорожного перехода связана с принципиальным различием инфраструктуры китайской железной дороги и ЗабЖД, в первую очередь шириной полотна. Чтобы китайские товары беспрепятственно проходили в Россию, нужно либо менять колёсные пары, либо перемещать груз на другие вагоны. Это в любом случае тормозит и доставку, и таможенное оформление.

«Выгодного геоэкономического положения Забайкальского края, о котором пишут разработчики проекта концепции, лично я не вижу. Может быть, пункты пропуска дают какие-то преимущества, но их нельзя назвать основными и подавляющими. Если оценивать объём внешнеэкономических сделок с КНР в масштабе Российской Федерации в срезе Забайкальского края – можно заметить, что в процентном соотношении это небольшой показатель.

Основные места пропуска товаров из Поднебесной – пункты пропуска, расположенные в Приморском и Хабаровском крае, а также Санкт-Петербург и Новороссийск. Доставка морем медленнее доставки железнодорожным транспортом, но значительно дешевле, и экономически она более выгодна.

Кроме того, франко-порты КНР в Шанхае и Гуаньчжоу обрабатывают грузы оперативнее, чем железная дорога, а сроки доставки морем из-за постоянного обновления технологий значительно сокращены и оптимизированы. Пункт пропуска Забайкальск — Маньчжурия географически не очень удачно расположен по отношению к промышленным районам КНР, таким как, например Харбинский промышленный узел.

В этом отношении наш пункт пропуска не имеет никаких конкурентных преимуществ. То же касается пунктов пропуска с Монголией – Соловьёвск и Верхний Ульхун, в последнем совершенно отсутствует инфраструктура, что не скажешь про пункт пропуска Наушки в зоне ответственности Республики Бурятия.

Если бы Забайкальский край имел преимущество перед другими регионами по таможенной и транспортной логистике – переходы развивались бы на протяжении 15-20 лет естественным путём, и со стороны отечественных и иностранных инвесторов были бы серьёзные инфраструктурные предложения», - подчеркнул эксперт.

Работать на лекарства

Говоря о промышленной сборке, обозначенной как одно из направлений сотрудничества со странами АТР, собеседник агентства вспоминает опыт сборки бытовой техники в промпарке в Могойтуе и грузовиков «Гуран» на базе 88 ЦАРЗ. В первом случае предприятие выпускало фены и утюги, а во втором — завод дистанцировался от производства.

«Производство в значительной мере связано с ресурсным и человеческим потенциалом: специалисты, производственные мощности, основные ресурсы – вода, тепло, электроэнергия.

По сравнению с соседними регионами: Бурятией, Иркутской областью, Амурской областью, стоимость ресурсов в Забайкальском крае значительно выше, природные условия сложнее, удалённость от мест сбыта – крупных городов, значительно больше. Проекты промышленной сборки и переработки и ранее предлагались и изучались, но практически всегда получали негативную оценку и отрицательный отзыв.

Экономические расчёты показывали убыточность таких проектов из-за высокой себестоимости и неконкурентоспособности, связанных с высокой стоимостью ресурсов в нашем регионе.

Что касается применения специальных таможенных режимов, таких как «переработка под таможенным контролем», «переработка на таможенной территории», при которых используются преференции – для их реализации необходимо наличие производственных помещений и выполнения требований по достаточной переработке товара, то есть более 51% комплектующих конечного товара должно производиться на территории РФ», - говорит Баранов.

Он уточняет, что в России есть подобные производства. Одно из них организовано и развивается в Приморском крае – «Соллерс групп», второе – в Калининградской области – «Автотор». В Забайкалье организовать нечто подобное нельзя не только из-за стоимости ресурсов и климата, но и из-за дефицита профессиональных кадров. Усугубляет ситуацию отдалённость рынка сбыта.

Примерно то же самое можно сказать про ввоз высокотехнологичного оборудования для организации производства в крае и с небольшими оговорками про лекарства, производство которых намечает концепция.

Как поясняет собеседник, изготовление медикаментов связано с получением большого числа разрешений, сертификацией, а также с жёсткими требованиями к цехам. Для фармакологии требуются буквально стерильные помещения с высокотехнологичным оборудованием, которые обходятся в миллиарды рублей. Кроме того, не нужно забывать про лобби международных компаний, которые делят рынок в России.

Защищать пока некого и не от кого

Тенденция отношения к рабочей силе, которая не понравилась первому эксперту, не пришлась по душе и второму. Однако второй собеседник агентства соглашается с концепцией в необходимости привлекать иностранцев.

В то же время он считает, что министерство могло предусмотреть развитие профессионального образования до начала реализации концепции и на начальный период её действия, иначе региону будет трудно избавиться от иностранной рабочей силы в последующем, что поставит регион в прямую от неё зависимость и может быть объектом манипуляций и шантажа со стороны иностранных партнёров. В концепции же пока содержатся опасения и рекомендации по регулированию использования иностранцев.

Ещё один повод для беспокойства — конкуренция местных и созданных зарубежными инвесторами предприятий, в результате которой забайкальские бизнесмены могут потерять место под солнцем. Разработчики концепции предполагают эти риски, но каких-то шагов их документ не предусматривает. Возможно потому, что это дело не для МСВЭСТ.

Тем не менее, эксперт советует обратить внимание на региональное или государственное регулирование стандартов качества, чтобы предприятия не допускали демпинг за счёт снижения требований: «В дальнейшем надо предусматривать одинаковые правила игры, условия конкуренции и единообразие подходов. Такой механизм окажет только положительное влияние на рынок».

Плюс к этому нужно помнить и неаккуратность китайцев в сфере экологических требований. Несколько лет назад скандал был буквально под Читой.

Впрочем, по его словам, тему защиты бизнеса и природы пока очень сложно обсуждать. Защищать пока некого и не от кого — собственное производство не получает развития, китайцы дальше громких заявлений пока не идут. Одним из примеров является развитие лесопромышленного комплекса в Амазаре. Там попробовали организовать перерабатывающее производство первого уровня, изготавливая доски и брёвна.

До более серьёзного производства и глубокой переработки древесины дело так и не дошло — ни производства целлюлозы, ни глобальных мощностей, но лес продолжают пилить. То же самое можно сказать о промпарке в Могойтуе — корпорацию «Хуасинь» оттуда уже попросили, сейчас туда приходит компания «Синбан», которая как раз инвестирует проект в Амазаре – ЦПК «Полярная».

ГМК «Норильский Никель» пытается найти соинвестора для проектов на Быстринском и Бугдаинском месторождениях, но китайские предприниматели не спешат ехать в Газимуро-Заводский район и вкладываться в добычу концентрата. Хотя «Норникель» уже подготовил там нулевой цикл производства — сделал отвалы, разработал рудное поле и протянул железнодорожную ветку.

«Сама концепция имеет право на жизнь при условии её широкого обсуждения и детальной проработки. Необходимо привлечение большого количества представителей бизнеса, научных кругов, заинтересованных лиц. В настоящее время создаётся впечатление, что проект концепции создавался для «галочки» и не имеет под собой достаточных фундаментальных основ, написан под известные проекты и не ставит перед собой задачу реальной реализации задуманного», - подытожил Дмитрий Баранов.

Много конкретики

Доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики Читинского института Байкальского государственного университета экономики и права Светлана Грибова готовила заключение на подготовленную министерством концепцию. Она тоже имеет замечания, но в целом одобряет документ, называя его совершенно новым подходом к работе министерства.

«Министерство внешнеэкономических связей — это сложное ведомство, не имеющее достаточных полномочий. А концепция координирует все отрасли в регионе, связанные с внешнеэкономической деятельностью. Такого документа в крае никогда не было», - считает профессор.

Ещё одним положительным моментом, по её словам, является должное внимание к земле, как к ресурсу для сельского хозяйства: «Во всех документах, нацеленных на внешнеэкономическую деятельность региона в качестве преимуществ региона фигурируют металлы, лес, географическое положение и транспортные пути. В этой концепции проработано использование ресурса, который пока в должной мере не использовался, но становится всё более востребованным. Это земля.

Может быть, Баир Галсанов обратил внимание на сферу сельского хозяйства в силу глубоких практических знаний, соответствующего образования. Его позицию можно критиковать, утверждая, что это раздача земли, но это не так. Это вопрос о восстановлении землепользования, о возрождении села. Не допустить хищнического использования земель, это уже вопрос регулирования земельных отношений, это искусство политики властей», - сказала Светлана Грибова.

Отрицательными сторонами документа она называет обилие конкретики. Концепция, по её мнению, должна показывать только направление работы, а всё остальное — задача программ, которые опираясь на документ должны разрабатывать профильные министерства. Кроме того, концепция слабо привязана к программе социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона и к программе сотрудничества северо-восточных провинций Китая с Сибирью.

«Все остальные указания на недоработки — это придирки в мелочах. Концепция будет дорабатываться. Видеть в ней только мелочи — это значит не понимать её сути. То, что интересы всех сфер деятельности собраны в одном документе — это главное достижение. Несмотря на недостатки, его значение не теряется», - подытожила Светлана Грибова.

***

Сама по себе концепция — это не программный документ, обязательный для исполнения. Тем не менее, в проекте настораживают вещи, о которых говорят сразу два эксперта. Вызывает опасение и молчание министерства при подготовке этого документа. Проект не публиковали, как это принято, на сайте, не сообщали о начале его разработки.

Вероятно, что доступ к документу имел небольшой круг избранных. На совещание, где предполагалось обсуждать проект, журналистов не пригласили. А когда позвали, то его перенесли. Добиться комментария у специалистов МСВЭСТ для этого текста тоже не удалось. В связи с этим непонятно, что лучше — явная фантастичность документа или его тайное внедрение.

Егор Захаров

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления